Антон Грачёв
05.07.2024Что такое музыка без авторских прав?
Допустим, видеоблогер покупает композиции royalty free для видео на YouTube. Неважно, сколько у него подписчиков, сколько раз будет показано видео, сколько лет оно будет доступно, какова тематика блога: пользователь платит единожды и получает возможность безлимитно использовать трек.
На какую музыку не распространяются авторские права?
1. Произведения, срок авторских прав на которые истек. Старые мелодии, написанные более 70 лет назад, — общественное достояние (public domain), как и треки, авторы которых добровольно передали свое творчество в общественное пользование.
Даже если музыкальное произведение находится в общественном достоянии (например, произведение известного композитора прошлых веков), запись его исполнения чаще всего остается защищенной авторскими правами — принадлежит исполнителю или студии.
2. Традиционная музыка. Народные песни и мелодии часто не защищены копирайтом: их происхождение сложно отследить. Тем не менее, записи традиционной музыки в конкретном исполнении могут быть защищены.
3. Звуковые дорожки из открытых источников. Некоторые авторы публикуют свои работы с лицензиями, разрешающими использование на определенных условиях (бесплатно или за фиксированную плату). Именно такие треки обычно используют в рекламных видеороликах, в качестве заставок к передачам и эфирам видеоблогеров.
Помните: прежде чем использовать музыкальные композиции в коммерческих целях, нужно убедиться в отсутствии копирайта! Соблюдайте условия лицензии, если таковая имеется.
Когда и где используют треки royalty free
Видео:
● YouTube и другие видеосервисы — видеоблоги, документальные фильмы, анимация;
● социальные сети — сториз, рекламные ролики, вдохновляющие и мотивирующие посты;
● обучающие материалы — курсы, презентации, онлайн-уроки.
Игры:
● мобильные игры — звуковые дорожки, игровые звуки;
● компьютерные игры — саундтреки, спецэффекты, батальные сцены.
Бизнес:
● презентации — бизнес-предложения, презентации продуктов и услуг;
● рекламные ролики — джинглы, саундтреки, мотивирующие треки;
● онлайн-ресурсы — фоновые мелодии для коммерческих сайтов, аудиоэффекты для приложений.
Сколько стоит музыка без авторских прав?
Одна из самых популярных систем бесплатных лицензий — Creative Commons (CC). Она предлагает 4 основных условия («модуля»):
● признание авторства (Attribution) — обязательное указание автора;
● некоммерческое использование (Non-Commercial) — разрешается только некоммерческое использование;
● без производных работ (No Derivatives) — запрещается создание новых версий произведения;
● сохранение условий (ShareAlike) — новые треки используют ту же лицензию.
Комбинируя эти 4 условия, CC создала 6 разных лицензий. Автор может выбрать ту, которая лучше всего соответствует его желанию разрешить использование своих мелодий.
Преимущества CC:
● прозрачность — условия использования четко определены;
● гибкость — выбор лицензии для конкретного случая;
● удобство — легкость в использовании и понимании.
Creative Commons — своего рода мост между копирайтом и свободным использованием звуковых дорожек. Она позволяет авторам делиться своим творчеством, но в то же время защищать интеллектуальную собственность.
Авторы коммерческого видеоконтента, стремящиеся к высокому качеству саундтреков, предпочитают платить за музыку без авторских прав. Стоимость зависит от типа лицензии: персональная, для личного пользования, дешевле коммерческой для бизнес-проектов.
За сравнительно небольшую сумму (в среднем трек стоит около 600 рублей) покупатели лицензий получают доступ к профессиональным композициям. Это подходит как видеоблогерам, ищущим заставки для роликов, так и крупным компаниям, занимающимся созданием видеоконтента на потоковой основе.
Как найти музыку без авторских прав?
Студия видеопродакшена Stolet Production сотрудничает с профессиональными музыкантами, готовыми реализовать звуковое сопровождение для видео любой сложности. Мы разрабатываем саундтреки с нуля, покупаем лицензии, занимаемся постпродакшеном, поддерживая умеренные цены на проекты. Наши услуги востребованы крупными компаниями, но мы открыты и для сотрудничества с малым и средним бизнесом, с начинающими предпринимателями. Мы уверены: качественный саундтрек может стать ключом к успеху любого проекта.